«Хаббл» сфотографировал предполагаемые водяные гейзеры на спутнике Юпитера.

Астрономы NASA с помощью космического телескопа «Хаббл» зафиксировали на спутнике Юпитера Европе нечто, напоминающее паровые гейзеры, вырывающиеся под большим давлением из-под поверхности спутника.
Команда под руководством Вильяма Спаркса из Балтиморского института исследований космоса с помощью космического телескопа обнаружила на спутнике нечто, напоминающее столбы, наблюдая за краем диска Европы, когда она проходила перед Юпитером. Целью же наблюдения был поиск у Европы экзосферы — самого внешнего, тонкого слоя атмосферы.

Это наблюдение увеличивает вероятность того, что океан Европы можно исследовать без необходимости сверлить многокилометровый слой льда, говорится в сообщении NASA.

«Океан Европы считается одним из самых перспективных мест, где в Солнечной системе может находиться жизнь. Если эти гейзеры действительно существуют, они смогут обеспечить иной путь к изучению мира под поверхностью Европы», — сообщил Джофф Йодер, помощник администратора Управления научной миссией NASA в Вашингтоне.

По оценкам астрономов, гейзеры вырываются на высоту около 200 километров, после чего, предположительно, обрушивают подледный материал обратно на поверхность Европы.

Известно, что спутник Юпитера Европа покрыт огромным океаном, в котором содержится вдвое больше воды, чем во всех земных океанах. Однако этот океан покрыт слоем твердого льда неизвестной толщины. Поэтому гейзеры могут предоставить ученым заманчивую возможность собрать образцы подледной поверхности спутника без необходимости сверлить его или спускать аппарат на его поверхность.

По данным NASA, это наблюдение доказывает существование водяных гейзеров на Европе. В 2012 году команда Лоренца Рота из Юго-западного исследовательского института в Сан-Антонио уже обнаружила свидетельства таких явлений на южном полюсе Европы. Обе команды ученых изучали данные спектрографа «Хаббла», использовали совершенно разные методы, однако пришли к одинаковым результатам. Тем не менее одновременно двумя методами зафиксировать это явление двум командам пока не удалось.

Если это открытие подтвердится, Европа станет второй Луной в Солнечной системе, на которой найдены водяные гейзеры. Первой стал спутник Сатурна Энцелад, на котором космический аппарат «Кассини» также зафиксировал фонтаны водяного пара и пыли.

«Хаббл» — совместный проект NASA и Европейского космического агентства, начавший работу в 1990 году. С помощью него ученые составили детальную карту окрестностей Млечного Пути. В 2015 году телескоп получил новый снимок туманности «Крылья бабочки».