Макаки способны воспроизводить некоторые звуки человеческой речи

Коллектив ученых из Австрии, Бельгии и США поставил под сомнение неспособность приматов произносить звуки «по-человечески». Их исследование показало, что макаки все-таки способны воспроизводить некоторые звуки человеческой речи.

Способность человека и приматов издавать звуки принципиально зависит от состояния двух условных компонентов системы речи — центрального (мозг) и периферического (губы, язык, гортань). Нарушение работы любого из них приведет и к нарушению функции речи. К примеру, инсульт, поразивший центры речи в лобных долях головного мозга (центральный компонент), приведет к моторной афазии — неспособности произносить звуки. Также нарушение центрального компонента речи может возникать из-за мутаций в генах, например в гене FOXP2.

Долгое время ученые считали обезьян «безъязыкими» — их голосовой аппарат рассматривался как неподходящий для воспроизведения речи, похожей на человеческую. Эти взгляды основывались на работах конца 60-х — начала 70-х гг. ХХ века. В них ученые исследовали посмертные слепки ротовых полостей приматов и подвижность языка животных под наркозом.

Чтобы проверить эти результаты, необходимо было исследовать вокализацию у живых приматов. Для этого ученые использовали рентгеноскопию с видеофиксацией в реальном времени. Они получили 99 снимков гортани и ротовой полости трех взрослых макак, а затем обработали снимки при помощи компьютерных программ.

На основе этих данных были составлены графики частот звуков, которые способны издавать макаки. Оказалось, что по диапазону частот голосовые аппараты макаки и человека совпадают в большей степени, чем предполагалось ранее.

Ротовой аппарат макак способен к произношению гласных звуков «и», «е», «а» и «о». Также ему оказались подвластны такие согласные, как «п», «б», «к» и «м». Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что периферический компонент речевого аппарата макак в порядке.

Скорее всего, проблема заключается в функционировании его центрального компонента. Например, упомянутый выше ген FOXP2 обладает высокой консервативностью у приматов: только у человека и орангутанга он приобретает качественные изменения в структуре. Если ученые смогут изменить работу этого гена у приматов, то вполне вероятно, что обезьяны научатся говорить.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее ученые выяснили, как возникает мышиный писк в ультразвуковом диапазоне.