Сон мешает избавиться от неприятных воспоминаний

Ученые из Пекинского педагогического университета исследовали механизм подавления аверсивных воспоминаний и обнаружили, что сон мешает от них избавиться, переводя события из кратковременной памяти в долговременную.

Аверсивные воспоминания (от лат. aversatio — отвращение) — это воспоминания о чем-то, вызывающем неприязнь и отвращение. Неспособность подавить аверсивные воспоминания часто возникает при некоторых психических расстройствах, например во время депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), когда пациент снова и снова прокручивает неприятные, травматические воспоминания, не в силах избавиться от них. Возможно, дело в консолидации — процессе перехода воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную, затрудняющем забвение.

Ученые провели эксперимент, в котором испытуемым показывали пары картинок — обычное лицо китайца со спокойным выражением плюс картинка с чем-нибудь отталкивающим из IAPS (это база изображений, вызывающих любые необходимые эмоции, созданная специально для психологических исследований). На следующий день испытуемым снова показывали пары картинок «лицо + гадость», а после этого испытуемые прошли тест, в котором половина пар картинок была из вчерашних, а половина — из тех, что испытуемые посмотрели сегодня, перед тестом. Испытуемые должны были по условиям эксперимента подавлять воспоминания, чтобы не помнить, с какими лицами они видели что-то неприятное. Пока участники старались забыть неприятные ассоциации, ученые наблюдали за их мозгом с помощью фМРТ.

Как оказалось, активность мозга менялась в зависимости от того, какие картинки старались забыть испытуемые. При попытках не вспоминать о вчерашнем, кроме гиппокампа, который хранит кратковременные воспоминания, включались участки в теменной области неокортекса, отвечающие за осознанное мышление. Ученые считают, что, пока испытуемые спали, произошла консолидация, возникли новые связи между разными участками коры и воспоминания «укоренились» в мозгу.

Исследователи сделали вывод, что от неприятных воспоминаний легче избавиться, если не дать им консолидироваться во сне. Они предполагают, что больным, страдающим ПТСР, возможно, могла бы помочь депривация сна сразу после травмирующего события — если не дать ему отложиться в памяти, его будет легче забыть.

Исследование описано в журнале Nature Communications.

Сколько нужно спать, чтобы произошла консолидация, и как долго нужно не спать, чтобы она не произошла, пока неизвестно, но в другом исследовании ученые из Шотландии выяснили, что для формирования долговременных воспоминаний нужен 10-минутный отдых.