Ветвистоусые рачки оказались сверхустойчивы к радиации

Яйца ветвистоусых рачков — моин. Фото: Егор Задереев

Исследователи из Института биофизики СО РАН, Сибирского федерального университета и Института ядерной физики имени Будкера СО РАН изучили влияние радиации на яйца ветвистоусых рачков — моин и выяснили, после какой дозы гамма-излучения ухудшается способность планктона оставлять потомство.

Полученная информация поможет понять, насколько антропогенное воздействие затрагивает экосистему водоемов и какие последствия это может иметь. Детали исследования приводит портал «Наука в Сибири».

Обычно предприятия атомной отрасли располагаются рядом с водоемами, поэтому именно там и концентрируются радионуклиды. Планктонные ракообразные, к которым относится и моина, являются одним из ключевых звеньев цепи питания в прудах, озерах или реках. При неблагоприятных условиях они образуют цисты (покоящиеся яйца), способные в течение длительного времени выжидать, пока обстановка нормализуется. Цисты служат для планктонных рачков источником генетического разнообразия популяции после снижения численности. От их количества также зависит вся пищевая цепочка водоема и, следовательно, численность рыб.

Российские ученые впервые экспериментально выявили максимальную дозу радиации, которую может пережить планктон. Они использовали гамма-излучение в широком диапазоне доз: от фонового уровня до внушительных 100 грей (единица поглощенной дозы ионизирующего излучения). Для человека смертельная доза составляет 10 грей.

Для каждой дозы облучения исследователи протестировали от 60 до 100 яиц. Они выяснили, что рачки, вылупившиеся из «обработанных» радиацией яиц, не отличаются от своих собратьев, которые не подвергались никаким экспериментам. Однако при дозах облучения 80 и 100 грей значительно снижалась способность самок откладывать яйца, а значит, и скорость роста популяции. Уже при величине в 40 грей репродуктивные показатели уменьшились в два раза по сравнению с необработанной группой.

«Воздействие до 40 грей вызывает у ветвистоусых рачков в состоянии покоя лишь незначительные изменения, а смерть наступает при величинах от 100 грей и выше. В дальнейшем будет интересно понять, за счет чего покоящиеся яйца способны выдерживать такие высокие дозы облучения», — добавил один из авторов работы Егор Задереев.

Ранее японские ученые подробно исследовали самых выносливых существ на Земле — тихоходок. Узнать больше об этих существах, которые выживают даже при радиации в 5000 грей, можно, посмотрев выпуск «Бодрых новостей».