Сибирские ученые придумали, как быстро определять в образце гепатит

Вирус гепатита В. Фото: Sanofi Pasteur/flickr

Ученые из Института физики полупроводников имени Ржанова СО РАН создали метод быстрого определения различных вирусов. В основе технологии лежит кварцевый резонатор, который используется в качестве сенсора — его чувствительность позволяет регистрировать мельчайшие частицы, в том числе одиночные вирусы.

С помощью новой разработки можно разделять бактерии разного типа и измерять силу их связи с поверхностью — в тот момент, когда частицы отрываются от плоскости, специалисты выделяют особый акустический сигнал. Детали работы приводит портал «Наука в Сибири».

Технология ученых позволяет определять частицы размером более 10 нанометров и измерять, как сильно они связаны с поверхностью. Исследователи применили новый способ для поиска и исследования гепатита. «Используя нашу технологию, можно не просто определить, есть ли в образце гепатит, но еще и изучать строение частицы, — рассказал один из разработчиков Федор Дульцев. — Оказалось, что этот вирус (гепатита) представляет собой структуру, состоящую из слабо связанных между собой частей. Когда он прицепляется к поверхности, то затем не отрывается от нее полностью, а начинает разваливаться на куски».

Сейчас ученые совместно с компанией MBA Technology разрабатывают портативный прибор, с помощью которого можно было бы проводить экспресс-анализ и определять, есть ли вирус в изучаемом образце. Как утверждают разработчики, среди достоинств будущей технологии — простая аппаратная часть и несложная подготовка образцов к анализу.

Недавно другая команда ученых смогла выяснить происхождение вируса гепатита А, который поражает исключительно человека и высших приматов. Оказалось, что он развился из вирусов, которые были предшественниками гепатовирусов современных мелких млекопитающих.