Сибирские геологи обнаружили неизвестное ранее «великое вымирание»

Ученые из Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН совместно с коллегой Андреем Масловым из Екатеринбурга нашли доказательства первого массового вымирания живых организмов на Земле.
Специалисты также назвали дату этого вымирания: по их оценкам, оно произошло примерно 550 млн лет назад. Детали работы приводит пресс-служба НГУ. Исследование опубликовано в издании Precambrian Research.

На протяжении 10 лет ученые детально исследовали и описывали отложения в разрезах вдоль рек Южного Урала. Они реконструировали существующую здесь экосистему, обнаружили большое разнообразие различных организмов.

«На протяжении геологической истории планеты фиксируется пять крупнейших вымираний организмов. Первым считалось ордовикско-силурийское вымирание, случившееся 450—440 млн лет назад. Мы получили результаты, показывающие, что за 100 млн лет до этого, примерно 550 млн лет назад, произошло еще одно массовое вымирание живых существ. Мы назвали его «котлинский кризис», в ходе которого на планете бесследно исчезло целое царство живых организмов (вендской биоты)», — комментирует открытие сотрудник ИНГГ СО РАН Дмитрий Гражданкин.

По словам ученых, предположительной причиной вымирания стали первые появившиеся на планете животные, следы движения которых найдены в отложениях. Это свидетельствует о том, что первые животные появились на 10 млн лет раньше, чем считалось, то есть 550 млн лет назад.

Представителями вендобиоты были мягкотелые существа, не похожие ни на одну известную нам сегодня форму жизни. Они состояли из большого количества трубочек и имели размеры от 1 см до 1,5 м. Вендобионты обитали на мелководье и питались слизью, сформированной сообществами бактерий.