Сибирские археологи обнаружили рыбозавод каменного века

Одним из открытий Института археологии и этнографии СО РАН стали сооружения эпохи неолита по переработке рыбы. Находки были сделаны в Венгеровском районе Новосибирской области.
Как сообщается на портале Наука в Сибири, нынешним летом на этой территории были обнаружены следы большого строения, а в его центре — яма красноватого цвета, которая оказалась древней коптильней. Рядом с ней нашли каменные и костяные орудия для обработки рыбы. Их отнесли к неолиту (позднему каменному веку), более точная датировка будет установлена после лабораторных анализов.

В других глубоких (до двух метров) ямах цилиндрической формы, дно которых было усеяно чешуей и костями, рыбу заготавливали иначе. Ее квасили, просто закладывая под землю на некоторое время. «Этот способ известен и до сих пор используется у народов Сибири и Крайнего Севера. Рыба приобретает характерный душок, но наших предков это нисколько не смущало», — отметил заместитель директора ИАЭТ СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин.

Древняя коптильня. Фото из презентации Вячеслава Молодина

В одной из таких ям археологи обнаружили скелет росомахи — таежного хищника, не характерного для Барабинской степи. Как установили ученые, животное некоторое время находилось в подземелье: рядом с ним лежали огрызки костей домашнего скота и копролиты. В других хранилищах найдены останки собаки, горностая и лисицы. Молодин высказал предположение, что животные содержались в ритуальных целях, но подчеркнул, что речь идет о гипотезе: «Это огромная загадка, которую нам предстоит разгадать, понять смысл такого явления».