Шмели чувствуют цветы вибрирующими волосками

Фото: University of Bristol

Британские биологи показали, что земляные шмели улавливают электрические сигналы цветов маленькими вибрирующими волосками. Сигнал от них передается нервной системе насекомого и сообщает о расположении цветов.

В 2013 году ученые выяснили, что помимо цвета, формы и запаха цветов насекомые-опылители ориентируются на электрические сигналы растений. Однако до сих пор было неизвестно, как опылители улавливают эти изменения электрического поля. В новой работе группа биологов из Бристольского университета выяснила, как это удается земляному шмелю Bombus terrestris.

Фото: University of Bristol

Волоски и антенны — органы чувств шмеля, которые реагируют на механические и химические раздражители.

В экспериментах ученые включали слабое электрическое поле и наблюдали, как ведут себя волоски и антенны. Оказалось, что они вибрируют в электрическом поле, однако скорость и амплитуда волосков больше, что дает большую чувствительность: при одинаковой силе воздействия волоски легче «поддаются». Она обусловлена тем, что волоски на теле шмелей достаточно легкие, но в то же время жесткие. Далее ученые проанализировали нервную систему шмелей и выяснили, что только сигнал от волосков передается на дальнейший анализ.

Ученые сравнивают весь процесс с тем, как электризуются волосы у людей, когда к ним подносят воздушный шарик. Авторы исследования полагают, что похожие способы электрорецепции есть и у других насекомых. В особенности интересно понять, как электрические сигналы растений воспринимают пчелы — главные опылители сельскохозяйственных культур.

Статья с результатами их исследования опубликована в журнале Proceedings of National Academy of Sciences, подробно о работе сообщается на сайте Бристольского университета.

Недавно другая группа исследователей изучила, как вибрации усов тюленей помогают им выслеживать добычу, и даже напечатала искусственные усы на 3D-принтере.