Сейсмологи выяснили, что вулканы «умолкают» перед извержением

Вулкан Телика в Никарагуа. Фото: Václav Synáček / Flickr

Международная группа ученых изучила, как ведут себя вулканы перед извержением. Оказалось, что перед активным выбросом лавы сейсмическая активность затихает. Чем дольше пауза, тем сильнее грядущее извержение.

Вулканологи могут достаточно точно предсказать пробуждение спящего вулкана: по усиливающейся сейсмической активности, деформации окружающей поверхности и высвобождению газа. Сложнее определить, что готовит действующий вулкан.

Чтобы выяснить, как перед извержением ведут себя активные вулканы, исследователи проанализировали данные о сейсмической активности и визуальные наблюдения вулкана Телика в Никарагуа за 2011 год. В мае того года произошла серия коротких извержений пепла.

Проанализировав записи, ученые выяснили, что 35 из 50 извержений предшествовал спокойный период более получаса, а еще 13 — хотя бы пятиминутные паузы. И лишь два извержения грянули «без предупреждения». «Это как затишье перед бурей», — отмечают авторы исследования.

Длина паузы коррелировала с количеством энергии, которое высвобождается при извержении: чем длиннее пауза, тем мощнее извержение. Для самых сильных извержений пауза продолжалась до 10 часов. Таким образом, внимательно наблюдая за вулканом, можно предсказывать не только время, но и силу грядущего извержения.

Исследование ученых из США, Великобритании и Никарагуа опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Недавно российские ученые выяснили, как предсказывать землетрясения по изменениям в атмосфере.