«Подводные луга» очищают воду от патогенных бактерий

Ученые обнаружили, что вода чище на шельфах, заросших морскими травами. Эта экосистема уничтожает бактерии, опасные не только для человека, но и для морских животных и рифообразующих кораллов.

Острова архипелага Спермонда в Индонезии испытывают трудности с очисткой воды. Тонкий слой почвы, дефицит пресной воды и отсутствие специальных очистительных систем приводят к тому, что морская вода загрязняется сточными водами. Ученые из Корнеллского университета начали исследовать состояние кораллов у побережья этих островов, но уже через несколько дней вся команда заболела дизентерией. «Я почувствовала на себе, как связаны угрозы здоровью кораллов и здоровью людей», — приводит пресс-релиз слова главы экспедиции Дрю Харвелл, профессора экологии и эволюционной биологии.

Вернувшись на острова с оборудованием для исследования воды, ведущий автор работы Джоли Лэмб сравнила содержание патогенных бактерий рода Enterococcus в воде около пляжей и в зарослях морских трав. По содержанию этих бактерий оценивают риск развития кишечных заболеваний. Оказалось, что вблизи пляжей бактерий было в три раза больше, чем в «подводных лугах».

Как правило, там, где много бактерий Enterococcus, часто встречаются и другие патогены. «Секвенирование позволило определить типы остальных бактерий, — приводит пресс-релиз слова Харвелл. — Сине-зеленая океаническая вода выглядела прекрасно, но была полна опасными микроорганизмами». Ученые обнаружили около 20 родов бактерий, представляющих угрозу для здоровья морских беспозвоночных, рыб и человека. Однако их общее содержание также оказалось в три раза меньше в зонах, заселенных травами.

«Подводные луга» часто соседствуют с коралловыми рифами, поэтому команда Лэмб исследовала состояние около 8000 рифообразующих кораллов. Выяснилось, что отдельно растущие кораллы болели в два раза чаще, чем кораллы рядом с «лугами».

«Конкретные причины исчезновения бактерий в зарослях морских трав еще предстоит выявить, — сообщает пресс-релиз. — Однако уже сейчас можно говорить о том, что подводные травяные экосистемы, населенные, в частности, большим количеством организмов-фильтраторов — губками, двустворчатыми моллюсками и оболочниками, очищают воду от бактерий».

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.