Самарские ученые разработали камеру для ранней диагностики рака

Клетки рака толстой кишки. Изображение: National Cancer Institute

Ученые из Самарского национального исследовательского университета разработали метод ранней диагностики рака, в основе которого — съемка гиперспектральной камерой, снимающей в нескольких диапазонах.

Для обнаружения рака используют УЗИ, рентгеновскую, компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Но эти методы ограничены по точности результатов и не всегда безопасны для пациентов.

Также не во всех случаях возможно взять образец ткани для исследования. «При меланоме биопсия противопоказана. Если у пациента с раком кожи взять образец ткани, могут образовываться метастазы, что часто приводит к летальному исходу», — говорит один из разработчиков гиперспектрального метода Иван Братченко.

Поэтому ученые разработали новый метод диагностики рака на основе гиперспектральной видеокамеры. В отличие от обычной камеры гиперспектральная видеокамера снимает в нескольких диапазонах, создавая массив изображений на различных длинах волн. Такой подход позволяет отделять зоны онкологических заболеваний от здоровых тканей.

«Когда мы смотрим в диапазоне, доступном нашему глазу, мы не видим раковые клетки, потому что наш глаз их не отличает, а гиперспектральная камера, напротив, может их фиксировать», — говорит один из создателей камеры Валерий Захаров.

Ученые уже создали прототип прибора, который проходит тестирование в Самарском областном клиническом онкологическом диспансере. Детали приводит пресс-служба СГАУ.

Ранее международная команда биологов создала систему ранней диагностики меланомы на основе новых биомаркеров — молекулярных путей, которые помогли проследить за развитием рака кожи.