Российским исследователям вручили почетные грамоты NASA и ESA

Так художник шуточно представил марсход Curiosity глазами обитателей Марса. Фото: snegok13/shutterstock

В ходе заседания Совета по космосу Российской академии наук, прошедшего 24 декабря, двум группам российских исследователей вручили грамоты за участие в международных космических проектах. Грамоту от NASA получила группа, участвующая в проекте Curiosity, а Европейское космическое агентство (ESA) отметило участников миссии «Венера-Экспресс».

Награду от NASA получили российские ученые, создавшие прибор ДАН (от «Динамическое альбедо нейтронов»), который расположен на борту марсохода Curiosity, запущенного в 2012 году. Он совмещает в себе нейтронный детектор и импульсный нейтронный генератор, позволяя зондировать поверхность Марса и изучать распределение водородсодержащих соединений (в том числе воды) на глубине грунта до одного метра. Прибор создали ученые из Института космических исследований РАН, а также других научных организаций под руководством Игоря Митрофанова (заведующий отделом ядерной планетологии ИКИ РАН).

Грамоту от ESA получили исследователи, принимавшие участие в миссии «Венера-Экспресс» (Venus Express, ESA), которая завершилась в 2014 году. Вклад российских ученых составили два проекта: спектрометрический комплекс SPICAV (Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Venus) и планетарный Фурье-спектрометр (Planetary Fourier Spectrometer). Приборы исправно проработали на борту миссии все девять лет, позволив детально изучить динамику атмосфера Венеры и оценить соотношение водорода и дейтерия, связанное с воздействие солнечного ветра.

Участие исследователей из России в международных космических проектах крайне важно, поскольку даже небольшой вклад в разработку оборудования дает доступ ко всем данным, получаемым миссией. Подробнее о вручении грамот и заслугах российских научных групп сообщает пресс-центр ИКИ РАН.