Российские ученые придумали, как снизить токсичность радиоактивных отходов

Российские исследователи нашли способ решить проблему накопления радиоактивных отходов и значительно снизить их токсичность. Они успешно провели эксперимент по выделению и разделению америция и кюрия из отработанного ядерного топлива в рамках работ над проектом реакторов на быстрых нейтронах.
Эксперимент, о котором сообщает ТАСС, осуществили специалисты Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара, Российской академии наук и производственного объединения «Маяк». До сих пор этот процесс выполнялся только в лабораториях.

Законченный этап НИОКРа подтвердил, что применение новой технологии возможно и в промышленности.

В ходе эксплуатации внутри реактора в ядерном топливе накапливаются минорные актиноиды (радиоактивные элементы) — америций, кюрий и нептуний. Актиноиды отличаются высокой радиоактивностью, и содержащие их смеси необходимо хранить тысячи лет. До настоящего времени не существовало возможности их повторного применения.

Ученые предложили извлекать эти элементы из облученного ядерного топлива, чтобы повторно использовать в качестве топлива. При этом оставшиеся после их извлечения отходы ядерной энергетики будут отличаться гораздо меньшим уровнем радиоактивности.

«Одна из задач, стоящих перед реакторами на быстрых нейтронах, — замыкание топливного цикла и вовлечение в него плутония, нептуния и америция, — сообщил главный эксперт ВНИИНМ Андрей Шадрин. — В отличие от кюрия и других долгоживущих активных элементов жизнедеятельности реакторов, америций возможно уже на сегодняшний день использовать в быстрых реакторах, уменьшив, таким образом, экологическую нагрузку на окружающую среду».

Как сообщалось ранее, первая российская тепловыделяющая сборка (ТВС), содержащая нитридное ядерное топливо с радиоактивным элементом америцием, должна была быть направлена на реакторные испытания в 2016 году. ТВС будет установлена в исследовательском реакторе БОР-60 в Димитровграде.