Все новости

Российские ученые и их коллеги-школьники детально изучили выбросы автомобилей

Исследование, проведенное учеником 11-го класса под руководством аспиранта ИОХ РАН, показало, что соли платины и палладия при контакте с водой объединяются в кластеры, которые приводят к образованию ряда металлических соединений. Результаты работы демонстрируют, что использование автомобиля губительно для окружающей среды.
Работа проведена учеником школы №192 Глебом Рухович под руководством аспиранта Леонида Ромашова в лаборатории член-корреспондента РАН Валентина Ананикова, сообщает пресс-служба Института органической химии РАН. Результаты исследования опубликованы в журнале RSC Advances.

Принцип работы автомобильного двигателя основывается на превращении энергии химической реакции горения в механическую энергию, которая приводит автомобиль в движение. Ни один из современных видов двигателей не является экологически безопасным. В выхлопных газах, выбрасываемых в атмосферу, содержится большое количество окиси углерода, оксидов азота, углеводородов и других опасных веществ.

Для защиты окружающей среды от ядовитых выбросов современные автомобили оснащаются каталитическими конвертерами — специальными устройствами, которые преобразуют токсичные газы в воду, азот и диоксид углерода. Однако у каталитических конвертеров был найден опасный недостаток, способный спровоцировать серьезные проблемы. Эксперименты показали, что частицы металлов могут быть «выведены» из катализатора вместе с потоком газа, что приводит к загрязнению атмосферы, почвы и поверхностных вод тяжелыми металлами — платиной, палладием и родием.

До сих пор тот факт, что любой современный автомобиль, оснащенный каталитическим конвертером, может выделять токсичные тяжелые металлы во время работы двигателя, не был подробно изучен.
Исследование химиков показало, что контакт с водой облегчает процесс агрегации простых солей платины и палладия в различные кластеры — химические соединения, которые содержат более одного атома металла. Это наблюдение особенно актуально, так как токсичность кластеров может существенно превышать токсичность простых солей металлов.

Экотоксикологическое загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами в связи с использованием автомобильного транспорта является одной из наиболее актуальных проблем современного общества и одной из наиболее важных тем научных исследований.