Российские биологи выяснили, как появляются приводящие к раку мутации

Биоинформатики из Института проблем передачи информации имени Харкевича РАН (ИППИ РАН) и университета Женевы доказали, что большинство мутаций, которые приводят к развитию примерно 18% раковых опухолей, происходит во время стадии раскручивания двойной спирали ДНК при ее репликации (удвоении).
По мнению авторов, полученные результаты приведут к более глубокому пониманию того, что происходит в раковых и соматических клетках, и в теории помогут в создании противораковой терапии, сообщает пресс-служба ИППИ РАН. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Genome Research.

Некоторые мутации в ДНК здоровых клеток человека приводят к трансформации их в раковые, развитию заболевания и приобретению устойчивости к противораковой терапии. «Процесс мутирования для различных раков очень специфичен: так, рак курильщиков возникает из-за мутаций, вызванных веществами в сигаретном дыме, а рак кожи — из-за воздействия солнечного света. Однако есть процессы, приводящие к мутациям сразу для множества типов рака, один из основных среди них — это мутации, вызванные активностью белка APOBEC, атакующего одноцепочечную ДНК», — рассказал автор проекта Владимир Сеплярский.

APOBEC — это белок противовирусной защиты, вызывающий изменения ДНК или РНК вирусов. В раковой клетке он «нападает на своих» и «атакует» человеческую ДНК. Примерно в 18% раковых опухолей APOBEC сильно изменяет ДНК хозяина в опухолевых клетках. Однако APOBEC не способен изменять нормальную двухцепочечную ДНК человека, и то, каким образом он вызывает в ней мутации, до сих пор оставалось неизвестным.

Российские и швейцарские ученые показали, что большинство мутаций, вызываемых APOBEC, происходит во время репликации ДНК, в те недолгие промежутки времени, пока нити ДНК не спарены друг с другом. Цепь ДНК, которая реплицируется второй, остается одиночной дольше, поэтому на ней случается большинство мутаций, вызываемых APOBEC.

Ключевой проблемой исследования некоторых видов рака остается отсутствие методики, по которой возможно достоверно прогнозировать развитие болезни. Работая над этим вопросом, команда британских ученых разработала модель генетического развития опухоли некоторых типов рака.