Российские астрономы создали модель движения космического мусора

Ученые из Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН разработали модель движения космического мусора, которая позволит снизить вероятность столкновения спутников с объектами на околоземной орбите.
Космический мусор — это все искусственные объекты и их фрагменты, находящиеся в космосе. Они уже неисправны и бесполезны, однако могут представлять опасность для космических аппаратов.

После нескольких лет наблюдений специалисты определили схему, по которой можно будет прогнозировать дальнейшее движение космического мусора. Для исследования, детали которого приводит ТАСС, были выбраны объекты мусора китайского спутника размером около 20 сантиметров.

«Это очень трудоемкая работа, но она может быть способом решения глобальной проблемы перенасыщения мусором: зная координаты, мы можем уменьшить вероятность столкновения объектов, а в будущем — точно уничтожать даже мелкие предметы», — говорит старший научный сотрудник Звенигородской обсерватории Наиль Бахтигараев.

Околоземная орбита лавинообразно заполняется искусственными объектами. По данным Звенигородской обсерватории, количество космического мусора за последние несколько лет на орбите увеличилось на 30%.

«Ежедневно астрономы находят 3—4 новых объекта — остатки от спутников и других летательных аппаратов. За счет фрагментации космических тел их становится больше с каждым годом», — добавляет Бахтигараев.

Засорение космического пространства вокруг Земли через 50 лет может существенно затруднить дальнейшее освоение космоса. Единственный способ избежать столкновения аппаратов с космическим мусором — это маневр по уклонению, но он влечет за собой непредусмотренные затраты топлива, сокращает срок функционирования аппарата и даже может привести к срыву программы полета.