Россиийская секция линейного ускорителя ионов успешно прошла испытания в ЦЕРН

Секция CCDTL в составе ускорителя Linac4. Изображение: ИЯФ СО РАН

Ученые из Института ядерной физики Сибирского отделения РАН и Всероссийского научно-исследовательского института технической физики создали секцию ускорителя ионов для Большого адронного коллайдера (БАК). Секция для ускорителя Linac 4 успешно прошла испытания в ЦЕРН. Новый ускоритель заменит устаревший Linac 2, запущенный 40 лет назад.

Инжектор Linac 4 — это устройство, в котором возникает и разгоняется поток заряженных частиц, которые затем проходят через каскад других ускорителей и попадают в Большой адронный коллайдер. Там частицы проходят финальную часть своего пути и сталкиваются друг с другом.

Linac 4 состоит из четырех ускорительных секций. Российская команда отвечала за разработку и создание секции CCDTL, которая занимает 25 из 86 метров инжектора и разгоняет частицы с 50 до 102 МэВ. По словам Алексея Трибендиса, заведующего лабораторией ИЯФ СО РАН, особенность CCDTL состоит в том, что магнитные линзы, которые разгоняют и фокусируют пучок протонов, находятся не внутри, а снаружи трубок инжектора, по которым движутся протоны. Как сказал Трибендис, это снижает требования к точности позиционирования трубок и уменьшает стоимость изготовления. Такую схему придумали в Лос-Аламосской лаборатории в США довольно давно, но ученые из Сибири — первые, кто смог реализовать ее на практике.

Как сказал руководитель проекта Linac 4 Морицио Вретенар, испытания прошли гладко, подтвердив качество изготовления и точность настройки.

Linac 4 разгоняет поток частиц до 160 МэВ, тогда как Linac 2 разгонял их только до 50 МэВ. Ожидается, что новый инжектор увеличит число столкновений частиц в 10 раз, а это значит, что редкие и интересные процессы будут происходить чаще.

В 2013 году Большой адронный коллайдер был остановлен для модернизации. Первоначально планировалось запустить его вновь в марте 2015 года, однако 21 марта было зафиксировано короткое замыкание в одном из магнитов, из-за которого пришлось отложить пуск. Причиной тому стал хорек. Зверек попытался перегрызть силовой кабель и погиб от удара тока. Вновь коллайдер заработал 5 апреля. Среди задач нынешнего, второго по счету для БАК «рабочего сезона», который продлится до 2018 года, — исследование темной материи, антиматерии и кварк-глюонной плазмы.

О том, как физики из Томска сделали для БАК детекторы измерения радиации, читайте в материале «Черадака».