Совершена первая в истории человечества посадка на ядро кометы

Космический аппарат «Розетта» Европейского космического агентства высадил на поверхность кометы Чуримова-Герасименко #67P спускаемый аппарат «Филы». Первая в истории человечества посадка на ядро кометы омрачилась только тем, что не сработали гарпуны, при помощи которых «Филы» должны были заякориться в грунте.

Несмотря на возникший при посадке сбой, «Филы» смогли передать на Землю как данные телеметрии, так и первые фотоснимки кометы вблизи. Люди впервые получили фотографии кометы с расстояния около метра. Анализ переданной информации также позволяет утверждать, что «Филы» несколько раз коснулись поверхности, перед тем как сесть на комету окончательно. Первое касание произошло в 15:33 по всемирному времени (18:33 по Москве), затем аппарат подпрыгнул на несколько сотен метров и вернулся на поверхность лишь в 17:26 (20:26), чтобы отскочить от нее еще раз. Постоянный контакт был установлен спустя семь минут — в 17:33, или в половине девятого по времени российской столицы.

Гравитационное поле кометы очень слабо. Ускорение свободного падения на ее поверхности оценивается в один миллиметр на секунду в квадрате. Это значит, что отпущенный вблизи кометы предмет в первую секунду своего падения разгонится до скорости в один миллиметр за секунду и сдвинется примерно на полмиллиметра. Вес «Фил», которые имеют массу почти в центнер, будет такой же, как у десятиграммовой гирьки на Земле. Для того чтобы навсегда улететь с кометы, достаточно всего одного метра в секунду. Пятилетний ребенок (если бы существовали детские скафандры и пассажирское сообщение с кометой) смог бы улететь с Чуримова-Герасименко #67P вместе с «Филами», подтолкнув аппарат в сторону и вскочив на него прыжком. Посадка в столь необычных условиях стала для разработчиков миссии настоящим испытанием, поскольку до этого контакт с легкими небесными телами осуществлял разве что японский зонд «Хаябуса», да и тот не смог благополучно сбросить на поверхность специально спроектированный микроспутник. Из-за низкой гравитации отсутствие прочно внедрившихся в грунт кометы гарпунов сейчас рассматривается ESA как достаточно серьезная угроза дальнейшей работе на поверхности.

В настоящий момент инженеры пытаются понять, насколько устойчиво положение «Фил». Если аппарат будет признан стабильно стоящим, то можно будет попробовать выстрелить в грунт гарпунами. Однако ошибка при выполнении такой операции вполне способна вышвырнуть «Филы» обратно в космос. Сверление грунта пока тоже под вопросом: нельзя исключать переворачивания или вовсе сброса аппарата при работе бура. Возможно, «Филы» придется оставить на месте и обойтись пассивными наблюдениями. При благоприятном стечении обстоятельств зонд сможет проработать несколько месяцев, предоставляя ученым информацию с поверхности кометного ядра.