Ученые доказали, что растения тоже могут испытывать стресс

Австралийские исследователи установили, что, несмотря на отсутствие нервной системы, растения реагируют на неблагоприятные изменения окружающей среды биохимическими и электрическими процессами. Реакция растений аналогична реакции, которая происходит у животных.
Биологи из университета Аделаиды (Австралия) выяснили, что растения реагируют на стрессовые ситуации комбинацией химических и электрических реакций так же, как и млекопитающие, сообщается на сайте университета. Полностью исследование опубликовано в журнале Nature Communication.

Ученые давно знали, что в стрессовых условиях: засуха, избыток соли, повышенная кислотность почвы, резкие изменения температур и так далее — растения синтезируют молекулу под названием ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Животные и человек также продуцируют ГАМК при стрессе — это важный тормозной нейромедиатор в ЦНС у человека и млекопитающих. В новой работе авторы впервые выяснили, что растения используют ГАМК как сигнальную молекулу, — точно так же, как это делают животные. В ответ на изменение концентрации гамма-аминомасляной кислоты растения производят электрические импульсы, которые, в конечном итоге, регулируют рост растений.

Исследователи рассчитывают, что теперь, зная принцип работы ГАМК как регулятора ответа на стресс, селекционеры смогут создавать более устойчивые к неблагоприятным условиям сорта сельскохозяйственных культур.

Исследователи говорят, что эти данные также объясняют, почему некоторые седативные и противоэпилептические препараты растительного происхождения эффективно работают в организме человека.