Психологи выяснили, что предостерегающие картинки на пачках сигарет работают

Фото: khanh hmoong/flickr

Специалисты из США впервые провели реальное исследование на тему того, насколько эффективны страшные изображения последствий курения на пачках сигарет. Оказалось, что они действительно работают и являются более действенными, чем текстовые предупреждения.

Работа, опубликованная в журнале Plos One, является совместным проектом команды ученых из Университета штата Огайо и Пенсильванского университета. Это первое исследование на подобную тему, которое прошло за пределами лаборатории.

В эксперименте ученые использовали графические предупредительные надписи, которые были разработаны Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (Food and Drug Administration) в 2009 году. На одной из картинок был изображен мужчина, курящий через образованную в горле дырку. Этот феномен называется трахеостомией и может быть последствием рака легких. Федеральный апелляционный суд признал их неконституционными и недейственными.

В своей работе авторы решили выяснить, насколько справедливым было решение суда и работают ли отпугивающие картинки на самом деле.

В эксперименте приняли участие 244 человека, которые курили от 5 до 40 сигарет в день. Каждому из них были предоставлены сигареты их любимых марок. На каждой пачке была написана одна и та же фраза: «Сигареты вызывают смертельные заболевания легких». Ученые разделили добровольцев на три группы: первой достались пачки с текстовыми фразами, второй дополнительно добавили отпугивающие картинки, а третьей помимо всего перечисленного достался подробный текст о вреде курения.

В течение месяца по окончании каждой недели участники приходили в лабораторию и отвечали на вопросы об их ощущениях и мыслях по поводу курения.

В результате оказалось, что те курильщики, которым достались пачки с картинками, чувствовали себя хуже остальных. После того как картинка привлекала их внимание, они пристальнее вчитывались в смысл написанного текста и делали определенные выводы. Именно те, кому достались пачки с предостерегающими изображениями, чаще поднимали вопрос о том, что хотят бросить курить.

«Такие этикетки не запугивают людей. Безусловно, они вызывают некоторые эмоции. Однако именно эти эмоции заставляют людей лишний раз задуматься о риске курения, — говорит один из авторов работы Эллен Петерс. — Даже такой небольшой эффект, который вызывают эти изображения, может сильно повлиять на здоровье и продолжительность жизни населения».
Теги:

Читать еще на Чердаке: