Ученые нашли способ определять патологию недоношенных младенцев по моче

Разработчики методики — руководитель коллектива Евгений Николаев и первый автор статьи Алексей Кононихин. Алексей держит источник ионизации для масс-спектрометрии. Фото: пресс-служба МФТИ

Специалисты Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова Минздрава РФ и Московского физико-технического института предложили способ, с помощью которого можно диагностировать дыхательную патологию новорожденных по белкам в моче.

Недоношенные младенцы составляют приблизительно половину от всех умерших в пренатальный период, в возрасте до семи дней. В этот период они чаще всего умирают от дыхательных патологий. Такие патологии могут возникнуть как из-за недостаточного развития, так и из-за инфекции. Чтобы поставить точный диагноз, нужно сделать анализ крови или биопсию. Но такие методы нарушают ткани ребенка и могут быть болезненными.

Ученые нашли способ ставить диагноз иначе. С помощью жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии они разделили мочу младенцев и выделили из нее биологические маркеры — белки, которые надежно отличают инфекционные патологии, например врожденную пневмонию, от неинфекционных. Для этого они провели анализ мочи 37 новорожденных с респираторными заболеваниями, взяв для контроля образцы мочи у 10 здоровых недоношенных младенцев и 22 здоровых взрослых.

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Proteomics.

Ранее тот же коллектив ученых нашел способ диагностировать по моче преэклампсию — патологию беременных женщин.