Древний родственник динозавров был живородящим

Палеонтологи нашли древнего ящера, который был живородящим. Возможно, это первый живородящий родственник динозавров, которого удалось найти на сегодняшний день.

Ящер диноцефалозавр, которого нашли в Китае, жил около 245 миллионов лет назад. Рептилия, которая достигала нескольких метров в длину, обитала в морях и питалась рыбой. Ученые нашли скелет ящера в 2009 году и обнаружили в области грудной клетки скелет поменьше. Из-за того что у яйцекладущих рептилий эмбрион на той же стадии развития уже находится в яйце, а также по положению маленького скелета ученые заключили, что перед ними останки беременной самки и неродившегося детеныша.

Диноцефалозавр относится к обширной группе архозаврообразных, рептилий, к которой кроме прочих относятся динозавры. До сих считалось, что архозавроморфы никогда не рожали детенышей, а исключительно откладывали яйца. Среди современных представителей группы — птиц, крокодилов и черепах — живорождение тоже не встречается.

Диноцефалозавры, реконструкция. Изображение: Jun Liu et al., 2017

Можно считать диноцефалозавра первым и единственным известным живородящим представителем обширной (около трети всех современных сухопутных четвероногих видов) группы живых организмов, хотя были и более ранние находки ящеров, рожавших детенышей, а не откладывавших яйца. Все они обитали в воде — например, ихтиозавры, мезозавры и плезиозавры (то самое лохнесское чудовище). Кроме того, плезиозавры по некоторым системам классификации тоже относятся к архозаврообразным, таким образом оспаривая звание первого известного живородящего представителя этой группы.

Так или иначе, все древние живородящие рептилии жили в воде. Почему сухопутные не переходили к живорождению, сохраняя верность яйцам и плетению гнезд, остается непонятным, но, по словам ученых, ясно, что этому мешали не биологические причины, а, скорее, условия среды.

Исследование описано в журнале Nature Communications.