Птицы гибнут в Африке из-за ранней весны в Арктике

Исландские песочники. Фото: Jan van de Kam

Сдвиг сроков таяния снега и пика размножения насекомых в Арктике приводит к тому, что птенцам исландских песочников не хватает еды, и они вырастают меньшего размера. Однако, для того чтобы кормиться на зимовке в Африке, им нужен длинный клюв. В результате популяция птиц сокращается.

Международная группа ученых, в том числе Михаил Соловьев, сотрудник лаборатории орнитологии МГУ им. Ломоносова, проанализировала данные спутниковых наблюдений за таянием льда в Арктике и данные наблюдений за окольцованными представителями одного из видов исландских песочников, собранные за 33 года.

Исследованный учеными вид птиц размножается на Таймыре, а на зиму улетает на западное побережье Африки. Анализ спутниковых снимков показал, что в Арктике из-за глобального потепления снег в местах обитания песочников сходит с каждым годом примерно на полдня раньше, что за время наблюдений превратилось в две недели.

Соответственно, раньше появляется растительность и наступает пик размножения насекомых, которыми питаются птицы. В результате песочники не успевают вывести птенцов к моменту пищевого изобилия, и недокормленные птенцы вырастают меньших размеров, чем три десятка лет назад.

Прилетев на место зимовки, измельчавшие песочники сталкиваются с новой проблемой. Птицы питаются моллюсками, которых вытаскивают клювом из берегового песка. А поскольку c общим размером тела уменьшается и длина клюва, мелким птицам приходится есть менее питательную траву. В результате птицы переживают зимовку в два раза реже, чем их более крупные предки, и популяция исландских песочников постепенно угасает. А больший шанс на выживание получают те птицы, которые обладают одновременно маленьким телом и большим клювом.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Слева — исландский песочник сейчас, справа — его реконструкция в будущем. Иллюстрация: Jan van Gils/NIOZ