Походка эректусов не отличалась от походки современных людей

След человека прямоходящего. Фото: Kevin Hatala

Ученые из Германии и США восстановили динамику движений и групповое поведение Homo erectus по отпечаткам ступней, которые обнаружили в Кении. Оказалось, что наши непосредственные предки ходили почти так же, как мы, и собирались в небольшие группы, в которых могло быть несколько самцов.

В 2009 году неподалеку от кенийского селения Илерет в слое возрастом 1,5 миллиона лет группа исследователей обнаружила древнейшие отпечатки ступней нескольких особей Homo erectus. По виду отпечатков ученые предположили, что походка эректусов походила на движения современного человека. В новом исследовании американские и немецкие антропологи подтвердили, что продольный свод стопы древних людей распределял вес так же, как это происходит у Homo sapiens.

Исследователи продолжили раскопки в окрестностях и обнаружили пять мест, в которых сохранились древние следы. Археологи раскопали 97 цепочек следов, которые оставили 20 разных особей эректусов, — это самая крупная подобная находка. По виду следов ученые оценили массу тела эректусов и определили их пол. Оказалось, что в каждой из пяти групп отпечатков были следы сразу нескольких взрослых самцов.

Сотрудничество между особями мужского пола отличает человека от других приматов, у которых каждый самец «держится» только за свою самку или гарем, но не готов трудиться на благо группы. Новые находки указывают на то, что, возможно, еще у наших прямоходящих предков мужчины научились помогать друг другу.

Исследование международной группы ученых опубликовано в журнале Scientific Reports.

Человек прямоходящий считается непосредственным предком нашего вида — человека разумного, и окаменелые останки H.erectus находят не только в Африке. Около года назад археологи обнаружили зуб взрослого эректуса на территории современной Франции.