Орнитологи доказали, что птицы могут спать в полете

Парящий большой фрегат. Фото: BRJ INC./flickr

Отследив мозговую активность больших фрегатов во время длительных перелетов, ученые выяснили, что во время полета птицы могут вздремнуть, поочередно «отключая» каждое полушарие, а иногда и оба одновременно. Такой сон длится всего несколько секунд, в течение которых птицы не теряют контроль над полетом.

Чтобы проверить, действительно ли птицы могут спать в полете, ученые вживили аппараты, фиксирующие активность зрительной коры, в мозг 14 самок больших фрегатов Fregata minor, а также оснастили птиц GPS-передатчиками. Каждая птица совершила один или два перелета через океан продолжительностью до 10 дней и дальностью до 3000 км. Во время полета велась запись мозговой активности птиц — электроэнцефалография, по результатам которой исследователи затем отслеживали фазы сна, в которые погружался мозг фрегатов.

Анализ энцефалограмм показал, что в дневное время птицы в основном бодрствовали, а ночью периодически «выключались» и засыпали на несколько секунд. В общей сложности фрегаты спали всего около 42 минут в сутки в полете. Для сравнения: на суше птицы спят до 12 часов в сутки. Когда птицы решали вздремнуть, их мозг переходил к медленноволновой активности, что отражалось на электроэнцефалограмме. Короткие периоды сна приходились, как правило, на моменты, когда птицам не нужно было махать крыльями и они просто парили в потоках восходящего воздуха. Иногда у птиц засыпало только одно полушарие, иногда сразу оба. Если при этом фрегаты совершали поворот, то «внешнее» полушарие бодрствовало и один глаз у птицы был открыт — вероятнее всего, чтобы избежать столкновения со спящими в полете сородичами.

Авторы исследования полагают, что фрегатам пришлось научиться обходиться без сна из-за того, что их длинные крылья и смачиваемые перья плохо приспособлены для отдыха на воде. То, что птицам приходится совершать несколько рискованные маневры, засыпая прямо в полете, в очередной раз подчеркивает важность сна. Исследование того, как птицы справляются с нехваткой сна, поможет лучше понять последствия длительного бодрствования для других животных и человека. Подробнее о том, как спят разные животные, смотрите в видеоматериале «Чердака».

Исследование международной группы исследователей из Европы, США и ЮАР опубликовано в журнале Nature Communications.