Охотники могут делать птиц умнее

Эволюционный биолог из Университета Париж-Юг предположил, что охота — мощный фактор естественного отбора: она способствует выживанию умных, осторожных птиц с крупным мозгом.

Андерс Папе Мюллер, эволюционный биолог из Университета Париж-Юг, оценил размеры мозга 3781 птицы 197 видов, обработанных датскими таксидермистами с 1960 по 2015 год. Согласно датским законам, таксидермисты обязаны записывать дату и причину смерти каждой птицы, которая поступает к ним в обработку.

Соавтор Мюллера, Йоханнес Эритцой, таксидермист и орнитолог из датского Дома изучения птиц, вскрывал каждую птицу и взвешивал извлеченный мозг. Исследование показало, что из 3781 птицы выстрелом из ружья было убито 299 птиц. Убитые охотниками птицы отличались крупными размерами, яркой окраской и небольшим размером головного мозга относительно тела.

Напротив, птицы, отличавшиеся большим относительным размером мозга, погибали от выстрела в 30 раз реже. Ученые сравнивали не только мозг, но внутренние органы птиц — сердце, печень, легкие. Оказалось, что у добытых охотниками птиц меньше нормы был только головной мозг.

«Охота оказывает специфическое воздействие именно на мозг, а не на другие функции организма этих животных», — утверждает Мюллер. Данные исследования говорят о том, что охотники невольно стали эволюционным фактором, устраняющим из популяции крупных крикливых птиц с маленьким мозгом, которым недостает ума избежать встречи с охотником.

Однако работа Мюллера и Эритцоя вызвала ряд вопросов у коллег. Джаспер Мэдсен, популяционный эколог из датского Университета Архаус, отнесся к исследованию скептически, поскольку данные получены методом сравнения, а не экспериментальным путем. «Вывод о том, что охота способствует отбору крупного мозга, должен основываться на чем-то большем, чем сравнительное исследование», — утверждает ученый.

Кроме того, в 2007 году группа английских ученых проанализировала более 50 исследований, показавших связь между размерами мозга и поведенческими признаками, такими как миграция, склонность к нечестному поведению или женскую склонность к беспорядочным половым связям. Ученые пришли к выводу, что только на основании данных о размере мозга нельзя делать выводы о принципах эволюции и работы мозга.

Однако коллеги все же признали исследование датских орнитологов релевантным. По крайней мере, оно ставит перед наукой интересные вопросы: как отразится отбор по размеру мозга на поведении птиц в будущем? Будет ли сложнее охотиться на этих птиц? И как увеличение размера мозга жертв повлияет на хищников из дикой природы, которые охотятся на птиц этих видов? Только дальнейшие исследования и эксперименты позволят ответить на эти вопросы.

Статья опубликована в журнале Biology Letters.

Птицы могут и сотрудничать с людьми. Так, африканский медоуказчик показывает аборигенам, где находится пчелиный улей. Они находят его и забирают соты, а часть сот и воска остается птице.