Обсерватория IceCube «поймала» нейтрино с самой высокой энергией

Нейтринная обсерватория IceCube зарегистрировала «след» нейтрино с энергией в несколько петаэлектронвольт. Он стал четвертой частицей со столь высокой энергией, которую удалось «поймать» благодаря этой обсерватории, говорится в статье журнала Symmetry, опубликованной во вторник.
Потоки нейтрино, частиц с очень малой массой и без электрического заряда, постоянно пронизывают Землю. Нейтрино образуются при ядерных реакциях в далеком космосе, на Солнце, при попадании частиц с высокой энергией в атмосферу. Нейтрино крайне слабо взаимодействуют с веществом, через которое проходят, поэтому для их обнаружения нужны специальные детекторы.

Нейтринная обсерватория IceCube расположена на территории антарктической станции Амундсен-Скотт, у Южного полюса Земли. Одна из задач проекта — поиск нейтрино высоких энергий, которые прилетают из далекого космоса. Обсерватория наблюдает нейтрино не напрямую: проходя через толщу льда, эти частицы порождают электрически заряженные мюоны, которые регистрируются по так называемому Черенковскому излучению. Оно возникает, когда заряженная частица движется в прозрачной среде со скоростью, превышающей распространение света в этой среде. Излучение позволяет судить об энергии мюонов.

В 2013 году ученые, работающие с данными IceCube, отчитались о первом «урожае»: детектор зарегистрировал 28 мюонов с энергиями больше 50 тераэлектронвольт (для сравнения: сейчас на Большом адронном коллайдере частицы разгоняют «всего» до 6,5 ТэВ). А также две частицы, энергия которых была еще большей и составляла около 1 петаэлектронвольта. Эти две частицы даже получили собственные имена — Берт и Эрни (по именам героев сериала «Улица Сезам»).

С тех пор учеными была зарегистрирована еще одна частица со столь большой энергией. А теперь таких частиц стало четыре. Энергия последнего из обнаруженных мюонов составляет около 2 ПэВ, а энергия породившего его нейтрино предположительно в три раза больше, говорится в статье журнала Symmetry. Новая частица была зарегистрирована детектором 11 июня 2014 года, однако данные об этом события были обработаны лишь недавно.

Исследуя высокоэнергетические нейтрино, ученые надеются найти источники космических лучей — потоков частиц, порождаемых источниками за пределами нашей Галактики. Поскольку космические лучи состоят из заряженных частиц, по пути через космическое пространство они отклоняются космическими магнитными полями, поэтому их источник трудно проследить. Нейтрино же ничто не должно уводить с прямого пути от источника. При этом ученые полагают, что источник у космических лучей и высокоэнергетических нейтрино может быть один.