Российские ученые создали прототип ядерной батарейки

Внешний вид ядерной батареи. © Пресс-служба МИСиС

Группа ученых из ФГБНУ ТИСНУМ, МФТИ, МИСиС и «Росатома» представила прототипы ядерных батареек, работающих за счет распада радиоактивного изотопа никеля-63. Срок их службы составляет до 50 лет, а свое применение разработка может найти в самых разных областях — от кардиоимплантатов до космических аппаратов.

Новая технология основана на бета-вольтаическом эффекте — своеобразном аналоге фотоэлектрического. Только в последнем электроны в полупроводниках появляются под воздействием падающих фотонов, а в бета-вольтаическом эффекте ток в материале возбуждается радиоактивным бета-излучением.

Подробности о новой разработке приводит пресс-служба в НИТУ МИСиС. Источником энергии в ядерной батарейке служил изотоп никеля-63 с периодом полураспада в примерно 100 лет и мягким, не наносящим вреда живым существам излучением. Выходная мощность разработки составили около 10—100 нВт/см3, чего вполне достаточно, например, для автономного питания кардиоимплантата.

Миниатюрные ядерные батарейки можно использовать везде, где требуются автономные источники питания с небольшой мощностью, но очень большими сроками действия: в биомедицине (для непрерывного мониторинга различных показателей здоровья), нано- и микроэлектронике, авиакосмической технике и даже ядерной энергетике. Теперь ученые планируют перейти к мелкосерийному производству.

Автономные источники питания очень важны для современной техники, и большинство из них работают пока на основе фото- или термоэлектрических явлений.