Новые стекла превращают ультрафиолет в свет

Люминесцентное стекло варят при 1500 °С. Фото: пресс-служба ИТМО

Физики из Университета ИТМО создали люминесцентные стекла, которые излучают видимый белый свет под действием ультрафиолета. Ученые считают, что их стекла принесут пользу в солнечной энергетике и производстве светодиодов.

Ультрафиолет и пыль снижают рабочие характеристики кремниевых солнечных батарей. Для защиты от этих негативных факторов батареи закрывают стеклянными экранами. Но батарея, накрытая не обычным стеклом, а таким, которое само светится под действием УФ-лучей, не только не пострадает от загрязнений и ультрафиолета, но и будет получать больше света за счет «превращенного» из УФ.

Ученые также предлагают использовать стекло для производства долговечных светодиодов. Светодиодам из люминесцентного стекла для излучения белого света не нужно покрытие из желтого люминофора, которое используют в обычных светодиодах, так как стекла и так излучают белый свет. Слой люминофора постепенно разрушается, а стеклу это не грозит, таким образом, диоды станут дешевле, а служить будут дольше.

Для того чтобы стекло светилось под действием ультрафиолета, в него нужно ввести ионы серебра. Для этого стекло погружают в расплав соли серебра при 320°С, и ионы серебра проникают в стекло, заменяя ионы натрия. Такую же технологию ионного обмена используют в производстве защитных стекол смартфонов Gorilla Glass или упрочнения бутылок для шампанского, только вместо серебра применяют ионы калия.

Варка люминесцентного стекла при 1500 °С
Люминесцентное стекло варят при 1500°С. Фото: пресс-служба ИТМО

По словам ученых, их стекла превращают ультрафиолет в белый свет с эффективностью 30%. В дальнейших планах ученых — удвоение КПД люминесцентного стекла.

Исследование опубликовано в Journal of Luminescence.