Ученые из Новосибирска «превратили» алтайскую амазонку в юношу

Исследователи из Института цитологии и генетики СО РАН, Института археологии и этнографии СО РАН и Новосибирского государственного университета опровергли гипотезу о существовании культуры амазонок в Горном Алтае. Основным аргументом, подтверждающим ее, было обнаружение погребения знаменитой «алтайской принцессы».
Детали исследования приводит портал «Наука из первых рук».

В 1990 году археологи нашли парное погребение древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, после чего родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16—17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.

В результате проведенного анализа ДНК из костных останков мужественная девушка с серьезным набором вооружения «превратилась» в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости — найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня. Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных. Ранее это парное погребение зрелого мужчины и молодой женщины рассматривалось как погребение супругов либо отца и дочери.

Исследование проводили с помощью молекулярно-генетического анализа с использованием четырех систем генетических маркеров (митохондриальной ДНК, полиморфного фрагмента гена амелогенина, STR-локусов аутосом и STR-локусов Y-хромосомы) в Институте цитологии и генетики СО РАН.

В процессе проведения экспериментальных работ выяснилось, что сохранность ДНК в останках более молодого погребенного существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины. Тем не менее получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных, хотя они и расходятся с предыдущими результатами определения половой принадлежности останков младшего индивида методами физической антропологии. По словам ученых, подобное разночтение может быть связано с особенностями морфологии подростков.