Новосибирские геологи нашли древние «Гавайи» в горах Тянь-Шаня

Международный коллектив ученых под руководством геолога из Новосибирского государственного университета обнаружил в горах Тянь-Шань фрагменты древних океанических островов.
Результаты исследования ученых из России, Германии, Великобритании и Японии опубликованы в журнале Gondwana Research. Подробности приводит пресс-служба НГУ.

Миллионы лет назад на месте современного Тянь-Шаня был Туркестанский палеоокеан. До сих пор неизвестны его возраст, размер и точное расположение. Чтобы получить ответы на эти вопросы, специалисты изучают «остатки» древнего океана — фрагменты дна и поднятий.

«Мы нашли фрагменты цепочки океанических островов и установили ее возраст. Она существовала весь девонский период: от 415 до 360 млн лет, то есть около 55 миллионов лет. Это очень много», — говорит руководитель исследования Инна Сафонова. Острова по структуре, составу и возрасту похожи на Гавайские.

Образование древних островов ученые связывают с проявлением плюмов — струй мантийного вещества, которые поднимаются к поверхности Земли, плавят земную кору и приводят к образованию подводных вулканов. Затем над плюмом образуется цепочка вулканических островов.

По данным о древних островах удалось оценить возраст и размер окружавшего их океана. «Чем больше океан, тем мощнее его кора, а сам он древнее, — объясняет Инна Сафонова. — Зная скорость погружения коры, можно оценить размер океана. По нашим расчетам, Туркестанский океан сравним с Индийским. Это был большой океан, окруженный несколькими континентами».

Для анализа обнаруженных фрагментов геологи применили новую модель стратиграфии океанической плиты. Ранее Инна Сафонова вместе с японскими коллегами показала, что она универсальна: исследователям удалось подтвердить ее на десятках геологических комплексов Азии.