«Добрые» бактериофаги помогли преодолеть устойчивость бактерий к антибиотикам

Исследователи придумали схему, которая позволяет уничтожать устойчивых к антибиотикам бактерий. Для убийства микроорганизмов ученые использовали бактериофагов, которые не убивают бактерий, но редактируют их геном, позволяя затем уничтожить бактериальные клетки обычными препаратами.
Все большее число бактерий становятся устойчивыми к антибиотикам: микроорганизмы накапливают мутации, которые делают их нечувствительными к воздействию лекарств. Более того, микроорганизмы передают друг другу гены, обеспечивающие устойчивость к лекарствам, путем горизонтального переноса. Один из способов решить эту проблему, которая серьезно угрожает безопасности людей, — использование бактериофагов, то есть вирусов, поражающих клетки бактерий.

Использование бактериофагов осложняется проблемами с доставкой вирусов в пораженные бактериями ткани, а также тем, что бактерии способны передавать друг другу гены, обеспечивающие сопротивляемость вирусам. Исследователи из Медицинской школы Саклера в Тель-Авиве и Калифорнийского университета в Беркли изобрели способ эффективного применения бактериофагов для разрушения защитного механизма бактерий. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для того чтобы решить проблему, исследователи использовали бактериофаг лямбда, который в обычной ситуации не разрушает клетки бактерий. Все фаги при заражении «впрыскивают» свою ДНК в бактериальную клетку, а «подосланный» учеными фаг нес специально измененные участки. Исследователи добавили в геном фага так называемую систему генетического редактирования CRISPR-Cas, благодаря которой можно прицельно удалить из генома зараженной бактерии определенные гены. В данном случае были удалены гены, которые делают микроорганизмы устойчивыми к антибиотикам. Одновременно ГМ-фаг лямбда сделал бактерий устойчивыми к более агрессивным бактериофагам (их называют литическими), которые заставляют бактериальную клетку разрываться.

Ученые предлагают следующую схему борьбы с бактериями. Сначала бактерий, живущих, например, на коже, заражают ГМ-фагом лямбда, делая их устойчивыми к литическим фагам и одновременно чувствительными к антибиотикам. Затем на кожу наносят литических фагов, которые убивают те микроорганизмы, которые не были заражены первым фагом. Наконец, оставшихся бактерий — а это преимущественно устойчивые к антибиотику микроорганизмы — уничтожают препаратом.

Ученые полагают, что изобретенный ими метод подавления сопротивляемости бактерий лекарствам станет эффективным средством в лечении многих заболеваний и позволит обойти все более и более распространяющуюся устойчивость к антибиотикам.