Обнаружен новый тип стволовых клеток

До сих пор стволовые клетки классифицировали на два типа: эмбриональные стволовые и стволовые клетки эпибласта. Авторы новой работы обнаружили третий тип. Ученые назвали их плюрипотентными стволовыми клетками, специфичными к месту. Исследование клеток этого типа поможет глубже понять процессы раннего развития эмбриона.
Стволовые клетки могут развиваться по нескольким альтернативным сценариям, то есть теоретически способны превратиться практически в любую ткань будущего взрослого организма. И ученые заставляют стволовые клетки развиваться по тому или иному пути при помощи генетического «программирования».

До сих пор ученые выделяли два типа стволовых клеток: обладающие свойством плюрипотенции эмбриональные стволовые клетки, которые могут дифференцироваться во все три первичных зародышевых листка (слои клеток зародыша, из которых развиваются различные типы тканей): эктодерму, энтодерму и мезодерму — и способны превращаться во все типы клеток взрослого организма (их около 220). Стволовые клетки эпибласта являются мультипотентными, то есть дают начало лишь ограниченному числу клеток взрослого организма.

Исследователи из Японии, Испании и США сумели обнаружить стволовые клетки, которые развиваются по третьему сценарию. Ученые назвали этот тип клеток плюрипотентными стволовыми клетками, специфичными к месту (region-selective pluripotent stem cells). В ходе экспериментов на эмбрионах мышей клетки вводились в тело зародыша, а затем самостоятельно колонизировали ту или иную область его тела, после чего могли развиваться в клетки различных тканей. Ученые утверждают, что стволовые клетки третьего типа способны оказать специалистам существенную помощь в исследовании процессов раннего развития эмбриона и спецификации тканей, а также могут быть использованы в регенеративной медицине.

Работа исследователей опубликована в журнале Nature.