Невротики чувствуют себя лучше в беспокойной среде

Картина Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана»

Вопреки устоявшемуся мнению, прогулки на природе успокаивают не всех. Невротики лучше восстанавливаются в беспокойной, шумной городской среде.

К таким выводам пришли американские исследователи из Провиденс-колледжа в Род-Айленде и Аризонского университета, когда провели серию тестов на людях с разным уровнем невротизации: чем выше уровень невротизации, тем человек более тревожен.

В первом эксперименте испытуемым давали задания, приводившие к уменьшению способности к самоконтролю, например просили придумывать фразы без букв «А» и «Н», не думая о белом медведе. Затем испытуемые проходили опрос, который показывал их уровень невротизации. После этого испытуемым показывали картинки и слова, относящиеся либо к природе, либо к городской среде. После этого они снова проходили тесты на уровень невротизации и уровень самоконтроля.

Как ни удивительно, итоговые тесты показали, что испытуемые с высокой степенью невротизации лучше восстанавливали свой уровень самоконтроля, если видели слова, описывающие городскую среду. В то же время, люди не отличавшиеся высоким уровнем невротизации, восстанавливались лучше, когда видели слова и образы, ассоциирующиеся с природой.

Другой эксперимент показал, что невротикам не обязательно находиться в городской среде для восстановления своих душевных сил. Оказалось, что хороший эффект оказывают и слова, связанные с природой, но ассоциируемые с тревогой, опасностью, беспокойством, например «медведь», «скала», «буря». С другой стороны, люди с низким уровнем невротизации хорошо реагировали на слова, связанные с городской средой, но вызывающие мысли о покое и тишине, — «библиотека», «книжный магазин».

«Люди чувствуют себя лучше в окружении, которое подходит их характеру, — говорит Кевин Норман, главный автор исследования. — Представьте себе какого-нибудь невротика вроде персонажа Вуди Аллена. Если он окажется в лесу, то скорее почувствует себя обескураженным, чем отдохнувшим».

По мнению Кевина Нормана, результаты работы пригодятся в рекламе и торговле, так как показывают, что у людей с разным уровнем невротизации разные потребности.

Работа опубликована в журнале Journal of Consumer Psychology.
Теги:

Читать еще на Чердаке: