Нейрофизиологи выяснили, почему мы все время что-то забываем

Новая работа позволила ученым на клеточном уровне обнаружить механизмы, лежащие в основе процесса, при котором мозг удаляет ненужную, по его мнению, информацию. Исследователи считают, что мозг избавляется от лишних данных, чтобы сэкономить энергию.
Работа, проведенная группой шведских ученых, опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Исследователи опирались на модель ассоциативного научения Рескорла-Вагнера, оказавшую большое влияние на понимание того, как работает ассоциативное обучение. Данная модель описывает несколько поведенческих феноменов, связанных с закреплением стимулов. К примеру, если два стимула ассоциированы с одним и тем же безусловным рефлексом, их одновременное воздействие не улучшает, а ухудшает запоминание.

В эксперименте ученые измеряли реакцию 23 хорьков: животным включали определенный звук или вспышку света, после чего дули в глаза. Струя воздуха заставляла животное моргнуть, и вскоре хорьки моргали каждый раз, видя вспышку или слыша звук. Однако при одновременном включении звука и вспышки воспроизводимость реакции ухудшалась, что согласовалось с моделью.

В ранних исследованиях было показано, что, после того как мозг выучил некоторую ассоциацию, определенные нейроны мозжечка — клетки Пуркинье — активируются, выступая в качестве «тормоза». Ученые обнаружили, что при запоминании двух ассоциаций «тормоз» становится более мощным, что приводит к забыванию, хотя и временному. Авторы работы полагают, что таким образом мозг экономит энергию, которая уходит на поддержание ненужных связей. Хотя эксперименты были проведены на животных, аналогичные алгоритмы, вероятно, действуют и в человеческом мозге.