Наночастицы из кремния научили жонглировать светом

Команда ученых из университета ИТМО и Московского физико-технического института. Слева направо: Александр Краснок (ИТМО), Денис Баранов (МФТИ), Сергей Макаров (ИТМО). Фото: пресс-служба МФТИ

Физики из университета ИТМО и МФТИ предложили метод управления светом с помощью антенн из кремниевых наночастиц. На основе таких антенн можно создавать миниатюрные чипы для сверхбыстрой обработки информации в оптических линиях связи и оптических компьютерах будущего.

Скорость передачи информации по оптоволокну достигает сотен гигабит в секунду, но современная электроника может обрабатывать информацию только на скоростях порядка десятков гигабит в секунду. Чтобы создать устройства, которые обрабатывают оптический сигнал быстрее, ученые предложили использовать кремниевые наноантенны — миниатюрные устройства для приема и передачи информации в виде электромагнитных волн. Ученые нашли способ быстро перенастраивать такие антенны с помощью падающего на них излучения.

В работе, опубликованной в журнале ACS Photonics, авторы исследовали диэлектрическую наноантенну — сферическую наночастицу из кремния, в которой возникает электрический ток, если ее облучить светом определенной длины волны. Ученые предложили менять характеристики антенны с помощью очень коротких, длительностью 10—13 секунд, лазерных импульсов. Под воздействием таких импульсов наноантенна начинает переизлучать падающий свет в направлении падающего импульса. Таким образом, облучая антенну очень короткими импульсами, можно менять ее характеристики.

О том, для чего нужны оптические элементы в компьютерах и чем они лучше обычных электронных, рассказал Дмитрий Федянин из лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ.