Известно, что от уровня мужских половых гормонов в организме беременной женщины (то есть от количества пренатального тестостерона) зависит внутриутробное развитие мозга ребенка. В дальнейшем это сказывается на его взрослой жизни. Если уровень пренатального тестостерона был высоким, человек будет более склонен к агрессии и риску. При низком уровне пренатального тестостерона человек вырастет более осторожным и осмотрительным.
Напрямую исследовать уровень пренатального тестостерона у взрослого человека невозможно. Однако в конце XX века ученые показали, что под действием этого гормона изменяется не только строение мозга и поведение человека, но и соотношение длины его указательного и безымянного пальцев 2D:4D.
На основе этих данных был разработан пальцевой индекс — отношение длины указательного пальца к длине безымянного. У людей, подвергавшихся воздействию больших количеств пренатального тестостерона, безымянный палец длиннее указательного (низкое 2D:4D-соотношение). Чем меньше пренатального тестостерона выделялось в организме матери, тем длиннее будет указательный палец ребенка относительно безымянного и тем выше 2D:4D-соотношение.
Предположив, что мужчины и женщины с различными пальцевыми индексами по-разному пользуются банковскими картами и покупают страховки, ученые из ВШЭ проанализировали данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» (RLMS) за 2011—2012 годы.
В исследовании участвовали 4438 людей (41% мужчин, 59% женщин) из Москвы и Московской области от 18 до 70 лет. Ученые раздали участникам анкеты, в которых попросили указать, насколько часто они берут кредиты и оформляют страховки.
Когда люди закончили заполнять анкеты, длину их пальцев измерили лазерным штангенциркулем и занесли в базу данных вместе с информацией из опросников. Затем ученые провели статистический анализ данных.
Как выяснили исследователи, изменение соотношения 2D:4D позволяет предсказать различия в уровне спроса на финансовые услуги. Например, рост соотношения 2D:4D снижает вероятность обратиться за кредитом в банк на 3,4% для мужчин и увеличивает на 2—2,3% для женщин.
Подтверждение существования «биологических факторов спроса» имеет особое значение для маркетологов, страховщиков и банковских работников. В будущем работники финансовой сферы смогут получить новый инструмент для анализа поведения своих клиентов. Клиентам банка знание собственной биологии поможет разумнее обращаться с деньгами.
Статья опубликована в журнале Personality and Individual Differences.
Ранее ученые НИУ ВШЭ выяснили, как связаны еда и демократия.