Находчивость делает людей харизматичнее в глазах окружающих, выяснили ученые

Фото: sea turtle/flickr

Исследователи проверили способность людей быстро отвечать на вопросы об общеизвестных фактах, а также попросили их знакомых и друзей оценить харизму отвечающего. Оказалось, что быстрая реакция делала людей более харизматичными в глазах окружающих, чем высокий уровень интеллекта или аналитические способности.

Статья с результатами исследования, проведенного группой ученых из Австралии и Нидерландов, опубликована в журнале Psychological Science.

Наблюдая за популярными музыкантами, харизматичными лидерами и другими публичными людьми, ученые пытались выявить общие черты, благодаря которым их любит публика. По словам исследователей, в первую очередь в глаза бросается, что все они достаточны остроумны и сообразительны.

Чтобы проверить, насколько важны эти качества для создания харизматичного образа, ученые исследовали 417 человек. Для оценки психологических параметров все они проходили тест на оценку уровня интеллекта, а также личностные тесты. Чтобы количественно оценить харизму участников эксперимента, ученые просили их друзей отметить, насколько они «харизматичны», «смешны» и «сообразительны». Для измерения психологической скорости, которую исследователи считали главным параметром, испытуемым задавали 30 вопросов об общеизвестных фактах. Также предлагались графические задания, в которых требовалось найти точку или заданный шаблон как можно быстрее.

Результаты подтвердили гипотезу ученых и показали, что самую убедительную корреляцию с харизмой дает скорость ответов на вопросы и тесты. Оказалось, что зачастую знание правильного ответа на вопрос не так важно, как умение дать максимальное количество социальных ответов за короткое время.

Вопреки ожиданиям исследователей способность быстро реагировать не гарантировала наличие других социальных навыков, к примеру понимания чужих чувств или умения выйти из конфликта. Исследователи предполагают, что быстрая реакция помогает легко замаскировать неадекватную реакцию или придумать шутку на ходу.