На Международной космической станции впервые распустился цветок

На днях один из членов экипажа МКС (Международной космической станции) опубликовал в сети Twitter фотографию распустившегося цветка циннии, посаженной и выращенной в космосе. Это первый случай цветения «космического» растения.
Выращивание циннии на МКС было частью проекта по изучению поведения растений в условиях микрогравитации. Для выращивания растений использовались специализированные контейнеры Veggie (в переводе с английского — «овощи»), в которых ранее удалось успешно получить два урожая так называемого красного римского салата. По словам руководители проекта Veggie, цинния сильно отличается от салата по срокам созревания, чувствительности к свету и окружающей среде, что значительно усложняло задачу. В то же время цветковое растение такого типа могло стать предшественником для выращивания других важных растений, например томатов, на МКС.

16 ноября 2015 года в контейнер Veggie в специальную «подушку» с питательными веществами посадили семена циннии. Некоторые из них успешно взошли, однако, как и в случае «земного» садоводства, не все пошло гладко. Сначала ученые заметили, что контейнеры, вероятно, содержат излишнюю влагу, поскольку на листьях растений происходила так называемая гуттация — выделение капелек воды для испарения. Для исправления этой проблемы пришлось усилить воздушный поток, обдувающий циннии. Тем не менее два растения не удалось спасти из-за появившейся на их листьях плесени. Их заморозили для отправки на Землю и дальнейшего изучения.

Невзирая на все трудности, с которыми ученым удалось успешно справиться, несколько цинний продолжали расти, и к 12 января 2016 года на некоторых из них появились бутоны. Специалисты рассчитывали увидеть цветение через 7—10 дней, однако уже к концу недели, 16 января, один из астронавтов поделился фотографией распустившегося цветка. Ученые продолжают внимательно следить за растениями, отмечая, что новые данные могут дать понимание критически важных моментов для обеспечения дальнейших марсианских миссий.

Более подробно о достижениях «космической» ботаники и целях экспериментов по выращиванию растений в проекте Veggie сообщается на сайте NASA. Другие фотографии растений можно увидеть на странице Скотта Келли (Scott Kelly) в сети Twitter.