Геохимики уточнили происхождение Луны.

Ученые из Гарвардского университета провели исследование лунного грунта и пришли к выводу, что новые данные ставят под сомнение устоявшуюся теорию происхождения Луны.
По одной из современных теорий Луна появилась примерно 4,5 миллиарда лет назад, когда молодая Земля столкнулась с другой планетой размером с Марс. От удара часть вещества Земли и планеты, которую иногда называют Тейей, выбросило в космос, и, оставшись на орбите Земли, оно со временем сформировало естественный спутник.

В 70-х экспедиции «Аполлонов» доставили на Землю лунный грунт, и с тех пор американские ученые изучают образцы, находя в них что-то новое по мере улучшения методов исследований. В 2001 году выяснилось, что химический состав лунной породы практически идентичен земному, тогда как результаты моделирования столкновения Земли с Тейей показали, что Луна на 60—80% должна состоять из материала Тейи. То, что Тейя была по составу похожа на Землю, ученые считают маловероятным.

Дальнейшие исследования грунта показали и различия: в лунных образцах содержалось больше тяжелых изотопов калия, чем в составе земной коры. По мнению ученых, такой результат говорит о том, что столкновение Земли и космического тела, из-за которого появилась Луна, вызвало куда больший выброс энергии, чем думали раньше.

Теперь ученые предполагают, что столкновение Земли и Тейи было таким сильным, что от удара часть земного вещества испарилась. Облако пара вокруг нашей планеты в итоге сконденсировалось, образовав Луну.

Исследование описано в журнале Nature.

О том, что люди узнали о Луне с тех пор, как в 1966 году автоматическая станция «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на ее поверхность, читайте в материале «Чердака».