Озера на Марсе моложе, чем предполагалось

Фото: NASA / JPL / USGS

Геофизики из Смитсоновского института считают, что жидкая вода существовала на Марсе на миллиард лет позже, чем предполагалось раньше.

Исследователи проанализировали снимки поверхности Марса, сделанные станцией Mars Reconnaissance Orbiter. В области под названием Земля Аравия они обнаружили цепочку древних озер и долин общей длиной около 150 километров. По характеру рельефа ученые заключили, что по долинам когда-то текла вода, которая и заполняла озера, одно из которых вполне могло вмещать несколько сотен кубических километров воды — сопоставимо по объему с Онежским озером.

Ученые обнаружили, что вода проложила русло через породы, выброшенные из кратеров, образовавшихся от ударов метеоритов. Поскольку им был известен возраст кратеров, стало понятно, что жидкая вода текла по поверхности Марса от двух до трех миллиардов лет назад, что сдвигает прежние оценки на миллиард лет в нашу сторону.

Изучив русла в долинах, ученые решили, что вода текла по ним не круглый год. Это были не полноценные реки, а временные водотоки — вода текла только когда таял лед или снег. Ученые пришли к выводу, что климат был холодным, потому что нашли похожие долины в других областях планеты между 35 и 42 градусами широты к северу и югу от экватора — даже в умеренных широтах источником жидкой воды были не дожди, а тающие снега или лед.

Ученые исследуют следы присутствия жидкой воды на Марсе, чтобы понять, когда и при каких условиях на поверхности планеты могла быть жизнь, и для того, чтобы найти способы сделать условия на Марсе более комфортными для будущей колонизации.

Впрочем, есть множество причин, по которым Марс, возможно, никогда не колонизируют — об этом в статье «Чердака».

Исследование опубликовано в Journal of Geophysical Research.