Майя рассчитали период вращения Венеры вокруг Солнца более тысячи лет назад

Часть таблицы Венеры в Дрезденском кодексе. Фото: Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

Исследуя древнейшую рукописную книгу майя — Дрезденский кодекс, американский антрополог предположил, что более тысячи лет назад астрономы знали о нерегулярности синодического периода Венеры и сделали соответствующие поправки в тексте. По мнению ученого, точное время появления Венеры на небе имело ритуальное значение для древних американцев.

Дрезденский кодекс — одна из четырех известных на сегодняшний день рукописных книг майя и древнейший письменный источник, найденный на территории Америки. Он состоит из 39 страниц, с обеих сторон заполненных астрономическими таблицами. Одна из наиболее известных — таблица Венеры, описывающая движение планеты. В свое время известный физик-теоретик Ричард Фейнман выяснил, что в таблице часто встречается число 584 и кратные ему, что почти соответствует синодическому периоду обращения Венеры — промежутку времени между моментами, когда положение планеты совпадает с положением Солнца при наблюдении с Земли.

Однако 584 — не точное значение синодического периоды Венеры, из-за чего составленный майя календарь со временем неизбежно смещался. По мнению автора нового исследования, заметки в таблице, которые раньше считались исключительно нумерологическими, могут отражать необходимые поправки. Ученый считает, что майя внесли их в таблицу Венеры по результатам астрономических наблюдений с 800 по 1000 год нашей эры. Возможно, циклы Венеры были связаны с религиозными ритуалами, для которых нужно было точно знать время появления планеты на небе.

Исследование антрополога Херардо Алдана из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовано в Journal of Astronomy in Culture.

Во многих древних культурах звезды и планеты имели ритуальное значение и наблюдение за ними было важной частью культурной жизни общества. К примеру, недавно британские ученые предположили, что 6000 лет назад для этого использовали коридоры гробниц, ориентированные на определенные созвездия.