Магноны и голограммы помогли распознать числа от ноля до десяти миллионов

Международная группа ученых при участии физиков из Российской академии наук создала устройство, которое одновременно является и хранилищем данных, и логическим элементом, обрабатывающим информацию в цифровой форме. В его основе лежит голографическая память с применением магнонных матриц.
Магнон — квазичастица, которая возникает в кристаллах и ведет себя как реальная частица. Чтобы «родился» магнон, нужно выстроить спины всех атомов кристалла в одном направлении, а потом отклонить один из них. По системе начнет распространяться волна, поведение которой будет напоминать поведение свободной частицы. Работа магнонных устройств основана на интерференции спиновых волн — множественных колебаний от собственного вращения атомов в магнитных материалах. Международная группа ученых из университета Калифорнии в Риверсайде и саратовского филиала Института радиотехники и электроники РАН создала логический элемент с магноническим прототипом голографической памяти. Работа исследователей опубликована в журнале Applied Physics Letters.

Ученые сконструировали устройство, в основе которого лежит магнонная матрица с микроантеннами, способными улавливать спиновые волны. Спиновые волны подвергаются воздействию магнитного поля, в результате чего получается четкое изображение — голограмма. Для распознавания того или иного образа устройству требуется лишь 100 наносекунд: за это время спиновая волна распространяется и создает интерференционную волну.

Устройство может выступать не только как хранилище данных, но и как логический элемент, способный обрабатывать информацию в цифровой форме. По словам авторов работы, созданная ими система тратит одинаковое время на распознавание всех чисел от 0 до 999 и от 0 до десяти миллионов. Исследователи полагают, что полученные результаты откроют новые перспективы в исследованиях, связанных с развитием голографической памяти. Эта технология обладает значительным потенциалом, так как способна как запоминать, так и считывать огромное количество данных.