Ученые узнали, когда иммунные клетки провоцируют воспаление, а когда — наоборот

Ученые из США и России создали метод, позволяющий исследовать обмен веществ иммунных клеток — макрофагов, и нашли один из механизмов, определяющих, будут ли эти клетки способствовать развитию воспаления или, наоборот, подавлять его.
Одним из типов иммунных клеток, защищающих живой организм от бактерий, вирусов и чужеродных веществ, являются макрофаги. Они могут как вызывать воспаление, чтобы уничтожить попавший в организм чуждый биологический материал, так и, наоборот, снимать воспаление и способствовать заживлению тканей. Изначально макрофаги находятся в покоящемся состоянии, и механизмы их «переключения» в один из режимов работы еще не очень хорошо известны.

Алексей Сергушичев, аспирант кафедры компьютерных технологий университета ИТМО, и его коллеги разработали метод, позволяющий изучать изменения обмена веществ макрофагов при их активации. Благодаря этому ученым удалось выяснить, что этот процесс, в частности, зависит от концентрации аминокислоты глутамина.

«Разработанный нами метод одновременного анализа метаболических и транскрипционных данных продемонстрировал свою эффективность и, что очень важно, позволил получить конкретный биологический результат. Сейчас мы продолжаем совершенствовать метод, применяя его к другим биологическим задачам, например к изучению метаболизма рака», — пояснил Сергушичев, чьи слова приводятся в сообщении университета.

Исследование этих механизмов работы макрофагов может привести к созданию новых лекарств, действие которых будет основано на воздействии на метаболизм иммунных клеток.

Статья с результатами исследований опубликована в журнале Immunity.