Красноярские биофизики нашли самую маленькую в мире люциферазу

Ученые Института биофизики СО РАН (Красноярск) выделили из морского планктонного рачка Metridia longa самую маленькую в мире молекулу люциферазы — фермента, вызывающего свечение у многих видов животных.
Результаты работы красноярских биофизиков представлены в статье, опубликованной в журнале Biochemical and Biophysical Research Communications.

Описание методики этих стандартных на сегодня исследований для обывателя должно звучать как фантастика. Для начала ученые нашли у ракообразного ген, отвечающий за образование миниатюрной молекулы, и вырезали его из генома животного. Затем этот ген внедрили в вирусы, которыми инфицировали клетки насекомых (теперь эти клетки будут образовывать светящийся фермент). После, такие генетически модифицированные и инфицированные клетки, размножили в лаборатории и из них выделили большое количество нужного фермента. Это рутинная процедура называется клонирование и экспрессия белка в бакуловирусом-инфицированных клетках насекомых. Делается это для того, чтобы белок в нужных для исследования количествах вырабатывали клетки в лаборатории, а не животные в глубинах океана. Тесты показали, что новая люцифераза, не смотря на свой небольшой размер, высоко активна и термостабильна.

Новая миниатюрная светящаяся молекула может быть использована в качестве удобного средства для наблюдения за внутриклеточными процессами у млекопитающих без нарушения живых тканей.