Самцы млекопитающих понижают тембр голоса, чтобы привлечь больше самок

У львов якро выражен половой диморфизм — разница между внешним видом самцов и самок. Фото: Alexandra MacKenzie / Flickr

Исследователи из Великобритании проанализировали частоты брачого зова 72 видов наземных млекопитающих и пришли к выводу, что самцы видов, у которых самцы крупнее самок, склонны издавать звуки более низкой частоты, чем предполагает их размер. Биологи считают, что так им удается привлекать больше самок.

Недавние исследования показали, что самцы некоторых видов могут занижать частоту издаваемого брачного зова, издавая более низкий звук, чем можно предположить по их размеру. Предполагается, что самцы делают это для того, чтобы казаться крупнее и повысить свои шансы на спаривание. Чтобы проверить справедливость этой гипотезы, авторы проанализировали звуки, которые издают представители 72 видов млекопитающих для привлечения самок.

Для экспериментов использовали открытые данные предыдущих исследований о размерах тела млекопитающих и частоте их брачного зова. Чтобы оценить, насколько сильно крупные размеры самцов «поощрялись» эволюцией, использовали данные о степени полового диморфизма особей — внешней разницы между самками и самцами одного вида.

Оказалось, что более склонны занижать частоту брачного зова самцы, относящиеся к видам с большой разницей в размерах между самцами и самками. Это подтверждает гипотезу ученых о том, что брачный зов более низкой частоты нужен самцам, чтобы казаться самкам крупнее и, соответственно, получать больше шансов на спаривание. Достигать более низкой основной частоты издаваемых звуков и увеличивать диапазон частот животным помогают различные анатомические «хитрости»: опущенная или расширенная гортань, резонирующие полости, хоботки и даже дополнительный набор голосовых связок.

В то же время ученые отметили, что голоса людей, напротив, обладают более высокой частотой, чем предполагает наш размер. Вероятно, это связано с развитием речи и соответствующем строением головы и лица.

Статья с результатами исследования двух британских биологов опубликована в журнале Nature Communications.

Недавно ученые из России и Франции описали еще один необычный механизм выбора партнера для спаривания: по их мнению, отсутствие интереса к особям противоположного пола говорит о популярности индивида и, как следствие, делает его более привлекательным. Такая версия может объяснить сохранение в популяции особей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.