Люди одомашнили кошек как минимум дважды

Бенгальская кошка. Фото:  muzina_shanghai/flickr

Биологи выяснили, что кошки были одомашнены как минимум дважды. Первый раз это произошло на Ближнем Востоке около 10 тысяч лет назад, а второй — в Китае, примерно на 5000 лет позже.

До сих пор считалось, что предком современных домашних кошек был степной кот Felis silvestris lybica. Однако новая работа доказывает, что в Китае приручили другой вид диких кошачьих — бенгальскую кошку Prionailurus bengalensis. Исследование международного коллектива зооархеологов (так называются ученые, занимающиеся вымершими видами животных) опубликовано в журнале PLOS ONE.

Ученые исследовали останки кошек, обнаруженные в 2001 году при раскопках в Китае древнего поселения возле деревни Цюаньхуцунь. Возраст костей составляет около 5300 лет. Выявленное в костях соотношение изотопов азота и углерода указывает, что кошки питались мелкими грызунами, которые, в свою очередь, ели растительную пищу («растительное» соотношение изотопов сохранилось и в тканях поедающих их животных). Этот факт косвенно подтверждает, что дикие кошки пришли в человеческие поселения именно для того, чтобы охотиться на мелких грызунов, которые «освоили» дома и склады людей намного раньше.

Авторы новой работы исследовали морфологию найденных костей при помощи специально разработанной программы, которая измеряет тысячи мельчайших параметров костей, чтобы определить, какому виду они принадлежат. Анализ показал, что останки принадлежат бенгальским кошкам, которые до сих пор не рассматривались как предки домашних. Считалось, что уже одомашненных кошек — потомков Felis silvestris lybica — в Китай привезли торговцы. Новая работа доказывает, что древние обитатели поселения Цюаньхуцунь одомашнили один из местных видов.

В последние годы ученые стали исследовать кошек с использованием современных методов и обнаружили множество необычных фактов. Например, оказалось, что за годы совместной жизни с людьми голос этих животных изменился так, чтобы стать максимально приятным человеческому уху. При этом оказалось, что именно люди, а вовсе не собаки и другие животные — главная причина стресса домашних кошек. Подробнее о новых удивительных открытиях, связанных с кошками, читайте в большом обзоре «Чердака».