Большой адронный коллайдер поставил рекорд по энергии частиц

Большой адронный коллайдер установил новый рекорд по энергии частиц: протоны по нему пропущены на энергии в 6,5 тераэлектронвольт, сообщила пресс-служба CERN. Перезапуск БАК состоялся в минувшем марте после плановой двухлетней остановки.
Один тераэлектронвольт — это 1012 электронвольт, принятых в физике элементарных частиц единиц измерения энергии. Электронвольт равен энергии, которую приобретает электрон, пролетая между двумя точками с разницей потенциалов в один вольт, и 1-2 эВ примерно соответствуют энергии квантов видимого света. Протон, разогнанный до энергии в 6,5 ТэВ, имеет энергию около одного микроджоуля — это энергия летящего комара, сосредоточенная в одной субатомной частице.

В пультовой детектора CMS. Фото: Andrés Delannoy / CERN

Чем выше энергия пучка, тем тяжелее им управлять и тем серьезнее могут быть последствия в случае его контакта со стенками трубы, по которой циркулируют частицы. Полная энергия пучка в момент работы коллайдера в штатном режиме сопоставима с кинетической энергией летящего самолета.

Впрочем, часть протонов, составляющая меньшую часть от всего пучка, уже сталкивалась с металлическими диафрагмами, коллиматорами, внутри вакуумной трубы. Эти столкновения породили поток частиц, который и был зарегистрирован детекторами. С точки зрения серьезной науки, такие столкновения не особенно интересны, но они позволили проверить работу оборудования и продемонстрировали работоспособность детектора — сложнейшего сооружения размером с пятиэтажный дом.

Коллиматор в сборе. Металлические лепестки задерживают часть протонов, вылетевших за пределы сфокусированного магнитами сгустка. Фото: Claudia Marcelloni / CERN

Установка коллиматора на место. Как можно видеть, это сравнительно небольшое устройство. Фото: Maximilien Brice / CERN

В сообщении CERN подчеркивается, что пока ученые не проводят столкновения протонов во встречных пучках — перед этим ответственным шагом они собираются несколько недель тестировать ускоритель без столкновений частиц. По предварительным оценкам, научная работа на LHC с полной энергией пучков должна начаться в начале лета.