Обучение делает мозг более обучаемым

Изучение языка увеличивает пластичность мозга и его способность кодировать информацию. Чем больше иностранных языков мы учим, тем лучше мозг усваивает получаемые в процессе обучения данные, утверждают ученые из Хельсинкского университета и Высшей школы экономики

Ученые провели эксперименты, в которых измеряли электрическую активность мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). В опытах участвовали 22 студента: 10 мужчин и 12 женщин, средний возраст испытуемых составил 24 года. Участникам эксперимента на голову надели электроды и проигрывали записи слов родного и иностранного языков, уже известных или незнакомых. Исследователи наблюдали, как меняется активность мозга и с какой скоростью мозг «перенастраивает» свою активность по обработке новых слов. Полученные данные эксперты сравнили с «лингвистическим анамнезом» студентов: сколько иностранных языков они знают, в каком возрасте начали их изучать и так далее.

Эксперимент показал, что электрическая активность мозга была выше у испытуемых, которые уже знали иностранные языки. По словам автора исследования, Юрия Штырова, это говорит о том, что нейронные сети, кодирующие информацию о новых словах, формируются тем быстрее, чем больше языков знает человек. Таким образом, новая информация влияет на физиологию: чем больше знаний, тем выше пластичность мозга, то есть скорость формирования нейронных сетей.

Ученые считают, что понимание механизмов функционирования языка в мозге поможет понять, что стоит за нарушениями речи в результате травм или инсульта и как их преодолеть. Когда мы лучше поймем, как мозг создает и укрепляет нейронные связи, станет проще модулировать эти механизмы, ускорять и улучшать процесс обучения.

Статья с описанием исследования вышла в журнале Scientific Reports.

Недавно по электрической активности мозга американские ученые научились достоверно идентифицировать людей.