Юрий Мильнер выделит $100 млн на полет к Альфе Центавра

Российский бизнесмен Юрий Мильнер и знаменитый космолог Стивен Хокинг вложат 100 миллионов долларов в проект разработки и отправки к звездной системе Альфа Центавра наноаппаратов, разгоняемых при помощи лазера.
Звездная система Альфа Центавра находится на расстоянии более 40 триллионов километров (4,37 световых лет) от нас. Самому быстрому из существующих космических кораблей потребуется 30 тысяч лет, чтобы долететь до нее.

«Цель инициативы Breakthrough Starshot — доказать, что наноаппарат весом несколько граммов, приводимый в движение световым лучом, способен развить в тысячу раз большую скорость и добраться до системы Альфы Центавра за 20 лет», — говорится в пресс-релизе фонда Breathrough Initiative. Подробнее о проекте читайте в статье «Чердака».

Наноаппарат весом в несколько грамм будет состоять из миниатюрного робота, оборудованного камерами, фотонными двигателями, блоком питания, приборами связи и навигации, и светового паруса толщиной всего в несколько сотен атомов и массой в несколько граммов.

К настоящему времени в космос уже запускались аппараты, использующие схожую технологию солнечного паруса: такой парус позволяет космическому аппарату двигаться, не тратя топливо, за счет давления солнечного ветра — потока частиц, истекающих от Солнца. Пример такого аппарата — зонд LightSail, запущенный летом прошлого года. Однако в проекте Мильнера и Хокинга источником светового луча, за счет которого будет двигаться аппарат, будет наземная матричная система, состоящая из отдельных световых источников.

Предполагается, что стоимость отдельного запуска может составить нескольких сотен тысяч долларов, а стоимость самого аппарата за счет экономии на масштабах удастся снизить до стоимости мобильного телефона, что позволит запускать в космос сотни таких объектов.

Ожидается, что этап исследования и проектирования займет несколько лет. На этапе реализации предполагается, что совокупные инвестиции в проект будут сравнимы с бюджетами крупнейших современных международных научных экспериментов (как, например, Большой адронный коллайдер), отмечается в пресс-релизе.

Руководителем программы Breakthrough Starshot назначен Пит Ворден, бывшей руководитель исследовательского центра Эймса НАСА. В научный совет программы вошли ведущие мировые ученые и инженеры, специализирующиеся в области микроэлектроники, оптических систем и космологии. В том числе российский физик, академик Академии Наук СССР, бывший директор Института космических исследований АН СССР Роальд Сагдеев. В совет директоров проекта вошли Стивен Хокинг, Юрий Мильнер и Марк Цукерберг.